Меры социальной профилактики алкоголизма среди подростков

Определение

Профилактика пьянства и алкоголизма – это целый комплекс мероприятий, призванных предупредить привыкание физическое и психологическое к этанолу. С каждым годом эта проблема становится все масштабнее. Большая часть населения умирает от алкоголизма.

На сегодняшний день главной задачей является информирование людей о вреде алкогольной продукции. Ввиду этой программы проводится профилактика алкоголизма, которая работает в разных направлениях, с разными социальными группами и может проводиться в различных формах. Благодаря своевременному вмешательству появляется возможность значительно снизить количество случаев появления алкоголизма в сознательном и подростковом возрасте.

Причины и последствия подросткового алкоголизма

Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.

– изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;

– определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;

– исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;

– разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.

В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения “низшего сословия” было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для “укрепления организма”, “улучшения” аппетита и сна.

Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И.В. Сажина “Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма” (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.

Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об “успокаивающем”, “питательном” воздействии спиртсодержащих продуктов.

– неблагополучие семьи;

Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;

– диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;

– выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;

– проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.

1. Образовательная модель профилактики – основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.

2. Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании – заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.

Профилактика

3. Психосоциальная модель профилактики – основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ [15].

1. Образовательный компонент.

Специфический – дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.

Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.

Неспецифический – помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.

Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.

2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.

Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.

3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.

Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности [10].

1. Просвещение родителей в форме лекций, бесед;

2. Формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;

3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;

4. Ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя. Все эти способы могут быть использованы педагогами для профилактики подросткового алкоголизма [10].

1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.

2. Выявление недостатков его личности и организма.

3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.

На первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с личным делом подростка, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.

На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.

Третий этап изучения – определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, так же комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9].

Первое условие комплексного подхода – оценка его развития в условиях общения, познания и труда.

Второе условие – сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.

Третье условие – сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.

Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе – схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.

1. Четкая постановка цели.

2. Правильный выбор места и времени беседы.

3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.

4. Умение не только говорить, но и слушать.

5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.

1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких – то отдельных сторон личности.

2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.

3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].

В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества – рисунков, картин, стихов и др.

1. Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;

2. Умение противостоять давлению сверстников;

3. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек [23].

Социальная работа

Профилактика алкоголизма среди разных групп населения будет отличаться. Очень важно начинать применять профилактические меры еще на этапе развития личности. Социальная профилактика алкоголизма заключается в прививании молодежи правильных установок с целью сокращения пьющих подростков.

Детская психика легко поддается влиянию. Видя, как взрослые выпивают на праздники и не только, детское сознание со временем начинает принимать это как должное, и ребенок начинает считать, что от одной бутылки пива с ним ничего не случится. Все чаще можно услышать, как школьники обсуждают свои походы на дискотеки, где естественно есть алкоголь, да и на улицах перед выходными можно часто встретить подростков со спиртным.

Предлагаем ознакомиться:  Зверобой от алкоголизма – рецепт отвара, как принимать, лечение зверобоем от алкоголизма – отзывы

Социальная программа для школьников предназначена для 2 возрастных подгрупп.

  1. Младшего школьного возраста.
  2. Среднего и старшего звена.

Кроме того, программа в каждой школе, лицее рассчитана на определенный контингент. Ежегодно программа должна пересматриваться и обновляться. Вряд ли дети до 11 лет начнут употреблять спиртное, хотя иногда встречаются и такие случаи. Но чаще дети становятся просто наблюдателями родительских попоек.

Обычно таких детей можно отличить по их попыткам привлечь всеобщее внимание. Они делают это посредством плохих поступков, а не стремясь заработать хорошую оценку и блеснуть своим умом.

Профилактика пьянства

Профилактика подросткового алкоголизма

По статистике, в России употребление спиртного среди детского населения распространяется с 14 лет. Далеко не всегда провоцирующим фактором служит семья. Очень часто желание показать себя крутым, подстегивания и насмешки сверстников приводят к развитию алкоголизма.

Алкоголизм и его профилактика среди подростков предполагает уменьшение количества свободного времени. Подростки должны быть заняты в различных школьных делах. Главное, давать детям задания, которые нужно выполнять в школе до того момента, пока родители не вернутся домой. Если они будут выполнять задания дома, у них появится возможность приобрести алкоголь в магазинах.

Пропаганда спорта и активного образа жизни позволяет снизить риски развития алкогольной зависимости. В спортивных мероприятиях должны быть задействованы все дети. При школе должно функционировать несколько разных секций, чтобы дети могли подобрать для себя увлечение.

Меры профилактики алкоголизма принимаются и на общегосударственном уровне. Запрещено продавать слабые алкогольные напитки детям до 18 лет и крепкий алкоголь до 21 года. Но этот закон соблюдают далеко не все. Недобросовестные работники ларьков продают алкоголь всем подряд, поэтому разъяснительные работы о вреде алкоголя должны проводиться на уровне общественности. Важно, чтобы взрослые люди захотели вырастить здоровое, непьющее поколение.

Профилактика подросткового пьянства

Профилактика пьянства среди подростков и студентов

Среди взрослых

Женщины намного сложнее поддаются лечению от алкогольной зависимости. Массовая доля воды в женском организме меньше, чем в мужском, на 12%, поэтому он не может полноценно восстановиться после алкогольной интоксикации. Со временем у женщины формируется тяжелая форма зависимости, от которой излечить пациентку практически невозможно.

Меры по устранению тяги к алкоголю могут выглядеть следующим образом:

  • профилактические беседы;
  • психокоррекция собственных установок;
  • переосмысление установок;
  • устранение факторов влияния;
  • правильное питание;
  • умеренные физнагрузки;
  • мотивация.

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.

2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане – взаимоотношении ребенка с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.

5. Посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.

6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.

Анкетирование – широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные [12].

Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.

Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.

Один из самых распространенных методов изучения учащихся – беседа. Если ее цель – лишь получение каких – то сведений – это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия.

Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком [19].

При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия – один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы, лишь выявляют какую – то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.

Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.

В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, – это лекции, семинары, конференции, тренинги и т.д.

Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков – тоже важный момент профилактики.

Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и “прикольными”. Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни.

Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по вопросам: причины и признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком [25].

Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [4].

Итак, убедить – нельзя. Заставить – нельзя. Запугать – нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не алкоголиком для него лучше, чем быть наркоманом. Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать. Дети, принимающие алкоголь, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства [8].

Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой – то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.

Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным [5].

Предлагаем ознакомиться:  Как избавиться от алкогольной зависимости самостоятельно: методы и способы самостоятельного избавления от алкоголизма для женщин и мужчин

Виды профилактических работ

Профилактика алкоголизма производится на 2 уровнях. На уровне социальном, т. е. для всего общества, но с учетом особенностей различных возрастных групп, и на уровне индивида, склонного к пьянству.

Профилактика алкоголизма второго уровня бывает:

  • первичная;
  • вторичная;
  • третичная.

В этом случае принимаются меры по предупреждению развития тяги к алкоголю у человека с еще не развившейся зависимостью. Первичная профилактика алкоголизма призвана помочь разобраться в причинах и устранить предпосылки, которые приводят человека в группу риска развития алкогольной зависимости.

Самым подходящим возрастом для проведения первичной профилактики алкоголизма является младший и средний школьный возраст. Молодежь должна быть мотивирована на занятия спортом. Например, за границей учащихся, которые активно участвуют в спортивной жизни школы и показывают хорошие результаты, берут на бюджет в высшие учебные заведения.

Нужно не пропустить момент, когда ребенок начинает формировать свое мировоззрение и пытается показать себя в обществе. Проблемы с алкоголем могут быть вызваны неумением общаться со сверстниками. Для этого в школах должны работать психологи: заниматься коррекционной работой с подростками. В этом нелегком деле должны принимать активное участие и родители. Взрослым нужно также заниматься мотивированием своего ребенка и следить за своим поведением.

Эта профилактическая программа разработана для людей с алкогольной зависимостью на начальных стадиях, когда еще не наступила деградация личности. Вторичная профилактика алкоголизма призвана показать алкоголику всю пагубность воздействия алкоголя на его организм, социальные связи и родных.

Человек должен осознавать, что помощь ему нужна. Только тогда беседы с психологом помогут избавиться от зависимости. Индивид должен понять, что послужило причиной такого поведения, и постараться принять меры по их устранению. Во избежание прогрессирования пьянства пациенту рекомендуют полностью отказаться от спиртного.

На этом этапе специалисты стараются повлиять на сильно зависимого человека. В основном такие мероприятия представляют собой работу в группах взаимопомощи. Третичная профилактика алкоголизма призвана мотивировать человека избавиться от зависимости.

Кроме бесед и коррекционной работы пациентам показана медикаментозная терапия. На сегодняшний день существует множество средств, которые помогают снизить тягу к алкоголю. Алкоголикам обычно требуется восстановить функциональность своих внутренних органов.

Третичная профилактика

Третичная профилактика алкоголизма

Программа антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения

Название программы: “Скажем алкоголю НЕТ”

Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.

Большое значение имеет организация воспитательного процесса среди учащихся по профилактике алкоголизма. В центре внимания воспитательного процесса в этом направлении – главные этические ценности, как основа положительных черт характера. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность работы преподавательского состава и способность учащихся проявлять положительные черты характера в реальной жизни [26].

1. Обучающая – дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.

2. Воспитательная – через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна.

1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде.

2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.

3. Пропаганда здорового образа жизни.

4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.

Возраст: старший подростковый возраст 14-15 лет (8-9 классы).

Участники реализации: социальный педагог, директор школы, классный руководитель, сами подростки.

– диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя;

– информационное обеспечение учащихся по данной проблеме;

– формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;

– совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;

– проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;

– индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению алкоголя;

– формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни;

– формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;

– снижение возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю;

– повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.

Начальной ступенью работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении является приобретение научных трезвенных знании о составе и свойствах алкоголя: о производстве, реализации и потреблении людьми алкогольных изделий: о причинах и условиях возникновения и развития алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольной зависимости и трезвого образа жизни;

о влиянии алкогольной зависимости и трезвого образа жизни на политику, экономику, здоровье, образование и поведение людей: о мерах борьбы против алкогольных предрассудков, алкогольной зависимости, за утверждение трезвого образа жизни: об истории алкогольной и трезвенной политики государств мира и нашей страны.

Следующей ступенью является обработка научных трезвенных знаний в трезвенные убеждения, в активную трезвенную позицию, проявляющуюся в принципиальной непримиримости не только по отношению к алкоголю как яду, но и к людям, употребляющим его, к стереотипам алкогольного поведения, а в позитивном отношении – в отстаивании трезвого образа жизни.

Конечной ступенью является активная трезвенная деятельность, ставшая потребностью. Для подростков она проявляется в осознанной трезвости, в самостоятельном овладении научными трезвенными знаниями; в пропаганде идей трезвого образа жизни; в проведении исследовательской работы по данной проблеме; в выявлении учащихся, склонных к употреблению алкогольных напитков, и в проведении с ними индивидуальной профилактической работы; в обсуждении проблем формирования трезвого образа жизни в коллективе учащихся.

1. Неделя пропаганды знаний о трезвом образе жизни .

2. Беседа по профилактике злоупотребления алкоголем среди школьников. Беседа, сопровождаемая демонстрацией опыта о разрушительном действии алкоголя на клетки.

3. Коллективный просмотр видеофильма из цикла катарсис, о последствиях алкогольной зависимости.

4. Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора по делам несовершеннолетних по вопросам ответственности родителей за употребление детьми алкоголя.

5. Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкогольной зависимости.

6. Организация конкурса рисунков и плакатов во время недели здоровья и спорта.

7. Индивидуальная работа с родителями и отдельными учащимися. Сюда входят: посещение семей и беседа с родителями по вопросу употребления алкоголя их детьми и индивидуальные занятия с учащимися, замеченными в употреблении алкоголя.

а) предварительная работа (изучение сформированности антиалкогольной устойчивости у школьников, знание целей и задач, поставленных обществом и сформулированных в решениях правительства о необходимости соблюдать и утверждать трезвость, владение педагогом комплексом разнообразных элементов содержания, методов, приемов и организационных форм антиалкогольного воспитания и др.);

б) планирование, подготовка и проведение мероприятия;

в) подведение итогов;

г) ближайшие последствия.

Лечение зависимости

Профилактика и лечение алкоголизма как у женщин, так и у мужчин, будет успешной только при желании самого индивида. Человек должен четко осознавать, что у него есть проблема, которая мешает ему развиваться и жить полноценной жизнью. На ранних стадиях алкогольной зависимости можно попробовать излечиться самостоятельно.

В первую очередь нужно заняться психологической коррекцией своего восприятия и пересмотреть свои приоритеты. Правильное питание и соблюдение режима помогает эффективно устранить тягу к алкоголю. Меры по предотвращению пьянства предполагают достаточное употребление витаминов и минералов. Снижают тягу к спиртному витаминные комплексы с магнием в составе.

Можно воспользоваться рецептами народной медицины. В основном это травяные сборы, которые помогают обогатить организм витаминами, снизить нервное перенапряжение, наладить сон и расслабить мышцы. Обычно используют такие травы для лечения алкогольной зависимости:

  • мята;
  • мелисса;
  • расторопша;
  • зверобой;
  • мать-и-мачеха.

Работа в анонимных группах помогает человеку быстрее обрести мотивацию. Человек должен найти для себя занятие, которое будет его отвлекать от мыслей об алкоголе и приносить удовольствие.

Меры по устранению алкогольной зависимости при помощи медикаментов считаются самыми эффективными. Препараты могут применяться вне зависимости от психологического настроя больного. Медицинские средства делят на несколько групп:

  • устраняющие похмельный синдром;
  • снижающие тягу к алкоголю;
  • вызывающие отвращение к спиртным напиткам.
Предлагаем ознакомиться:  Сыпь после алкоголя - Сыпи(высыпания)

Эти препараты должен выписывать врач, многие из них продаются только по рецепту. Важно понимать, что кормить таблетками пьющего человека всю жизнь все равно не выйдет, поэтому медикаментозная терапия должна проводиться в комплексе с психологическим воздействием.

Среди препаратов, избавляющих от похмелья, самыми популярными являются «Метадоксил», «Сульфат магния» в порошке, «Лимонтар». Тягу к алкоголю можно снизить при помощи антидепрессанта «Тианептина». В сложных случаях пациентам прописывают транквилизаторы: колют их или выдают таблетки только под строгим наблюдением врача в стационаре. У алкоголиков часто развивается бессонница, тревожность. Среди самых часто используемых транквилизаторов выделяют «Диазепам», «Фенозепам».

Препараты, вызывающие отвращение к спиртному: «Эспераль», «Тетурам», «Антабус».

Важно запомнить, что подкладывание таблеток в еду или питье пациентам без их ведома может привести к губительным последствиям, вплоть до летального исхода. Многие из этих препаратов нельзя сочетать со спиртными напитками. Подбирать медикаменты должен врач, учитывая особенности организма больного, стадию алкоголизма и степень повреждения органов.

«Антабус»

«Антабус» вызывает отвращение к выпивке

Выводы

В результате проделанной работы: дан анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе; рассмотрены причины и последствия подросткового алкоголизма; выявлены особенности профилактической деятельности социального педагога с подростками группы риска алкоголизации; разработана программа антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения; выявлены условия эффективной организации работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков.

Проблема алкогольной зависимости имеет глубокие исторические корни. Борьбу с алкогольной зависимостью начали вести почти с момента его появления, но пока безуспешно. На современном этапе проблема алкогольной зависимости стоит очень остро, особенно среди подростков.

Алкоголь негативно влияет на все органы молодого человека. Он нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функцию дыхания, деятельность пищеварительной системы, деятельность почек, деятельность иммунной системы, деятельность нервной системы.

Выделяют ряд особенностей алкогольной зависимости среди подростков: быстрое привыкание к алкоголю; быстрое развитие алкогольной зависимости; злокачественное течение алкогольной зависимости; низкая эффективность лечения.

Целью социально-педагогической деятельности по формированию антиалкогольной устойчивости среди подростков является устранение негативных факторов, способствующих алкогольной зависимости: индивидуально-психологического, социально-внешкольного, социально-школьного.

– деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростков, склонных к употреблению спиртных напитков;

– деятельность по профилактике алкогольной зависимости, включающая противоалкогольное обучение и воспитание молодых людей с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;

– деятельность по просвещению родителей;

– деятельность по реабилитации подростков, имеющих психическую или физическую зависимость.

– посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом.

Можно отметить эффективность разработанной программы антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения и условий эффективной организации работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков.

Литература

1. Андреева Л. В. Подростки группы риска [Текст] / Л. В. Андреева // Воспитание школьников. – 2000. – № 4. – С.45-53.

2. Березин С. В. Психология раннего алкоголизма [Текст] / С. В. Березин. – Самара, 2010. – 68 с.

3. Блинов А. С. Совершенствование содержания форм и методов антиалкогольного воспитания школьников различных возрастных групп в комплексе с профилактикой курения, наркомании [Текст] / А. С. Блинов. – Благовещенск, 2011. – 47. с.

4. Борисов Е. В. Алкоголь и дети [Текст] / Е. В. Борисов. – М., 2011. – 243 с.

5. Бородкин Ю. С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика [Текст] / Ю. С. Бородкин. – СПб., 2012. – 73 с.

6. Брокан Э. Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде [Текст] / Э. Д. Брокан. – Рига, 2010. – 34 с.

7. Васильков Ю. В. Социальная педагогика [Текст] / Ю. В. Васильков. – М., 2012. – 342 с.

8. Галагузова М. А. Антология социальной работы [Текст] / М. А. Галагузова. – М.: Сварогъ – НВФ, 2012. – 111 с.

9. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст] /

М. А. Галагузова. – М., 2013. – 352 с.

10. Дерюгин В. И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей [Текст] / В. И. Дерюгин. – Челябинск,

2015. – 316 с.

11. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М., 2011. – 134 с.

12. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы [Текст] / И. Г. Зайнышев. – М, 2014. – 56 с.

13. Калинин М. А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников [Текст] / М. А. Калинин. – Архангельск: АГПИ, 2010. – 18 с.

14. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М., 2012. – 97 с.

15. Колесов, Д. В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности [Текст] / Д. В. Колесов. – М.: Знание, 2013. – 64 с.

16. Копыт, Н. Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н. Я. Копыт. – М., 2014. – 145 с.

17. Лесняк, Л. И. Преодоление алкоголизма у подростков и юношей: психолого-физиологический аспект [Текст] / Л. И. Лесняк. – М.: Педагогика, 2010. – 112 с.

18. Маюров, А. Н. Антиалкогольное воспитание [Текст] / А. Н. Маюров. – М.: Просвещение, 2011. – 189 с.

19. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2011. – 67 с.

20. Павленка, П. Д. Основы социальной работы [Текст] / П. Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2014 – 143 с.

21. Перишов, Д. А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации [Текст] / Д. А. Перишов. – М, 2013. – 145 с.

22. Попов В. Т. Социальная политика и социальная работа [Текст] / В. Т. Попов. – М.: Социально – технологический институт, 2012. – 17 с.

23. Преображенский И. Д. Методика социально-психологической диагностики и группы [Текст] / И. Д. Преображенский. – М, 2010. – 125 с.

24. Сидоров, П. И. Подходы к антиалкогольному воспитанию в школе [Текст] / П. И. Сидоров. – Казань: МНАТ, 2014. – 43 с.

25. Соловьев, А. А. Антиалкогольное воспитание школьников [Текст] / А. А. Соловьев. – Кострома, 2011. – 24 с.

26. Стриж, Э. А. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся [Текст] / Э. А. Стриж. – Таллинн: PC ДОБТ. 2013. – 54 с.

27. Суслова, В. С. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления [Текст] / В. С. Суслова. – М, 2013. – 87 с.

28. Фицула, М. И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе [Текст] / М. И. Фицула. – К.: Рад. школа, 2014. – 104 с.

29. Чуянов, А. Ф. Вопросы социальной работы [Текст] / А. Ф. Чуянов. – М., 2011. – 265 с.

30. Шарыгина, И. А. Трудности взросления и алкоголь [Текст] / И. А. Шарыгина // Народное образование. – 2010. – № 9. – С.17-25.

31. Шичко, Г. А. Основная трезвенная терминология [Текст] / Г. А. Шичко. – Л.: Оптималист, 2010. – 97 с.

32. Шпаков, А. О. Иллюзия рая [Текст] / А. О. Шпаков. – СПб., 2011. – 62 с.

33. Щуркова, Н. Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма [Текст] / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. – 2010. – № 1. – С.27-33.

34. Энтин, Г. М. Трезвость – норма жизни советского человека [Текст] / Г. М. Энтин. – М., 2009. – 15 с.

Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Стоп алкоголизм
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!:

Adblock detector