Определение
Профилактика пьянства и алкоголизма – это целый комплекс мероприятий, призванных предупредить привыкание физическое и психологическое к этанолу. С каждым годом эта проблема становится все масштабнее. Большая часть населения умирает от алкоголизма.
На сегодняшний день главной задачей является информирование людей о вреде алкогольной продукции. Ввиду этой программы проводится профилактика алкоголизма, которая работает в разных направлениях, с разными социальными группами и может проводиться в различных формах. Благодаря своевременному вмешательству появляется возможность значительно снизить количество случаев появления алкоголизма в сознательном и подростковом возрасте.
Причины и последствия подросткового алкоголизма
Существует несколько определений алкоголизма. С медицинской точки зрения алкоголизм – хроническое заболевание, характеризующееся неодолимым влечением к спиртным напиткам. С социальных позиций – форма девиантного поведения, характеризующаяся патологическим влечением к спиртному и последующей деградацией личности.
– изучались средняя распространенность и характер употребления алкоголя учащимися;
– определялось наличие закономерностей между успеваемостью и употреблением алкоголя;
– исследовалось влияние алкоголя, вред алкоголя, на детский и подростковый организм;
– разрабатывались и апробировались программы антиалкогольного обучения.
В России были широко распространены питейные обычаи, способствующие привыканию к алкоголю с детства. По заявлению В. Ф. Якубовича (1894, 1900) среди населения “низшего сословия” было принято приучать детей к водке с грудного возраста с постепенным повышением дозы спиртного до нескольких рюмок. По наблюдениям Г. П. Горячкина (1896), спиртные напитки обычно дают слабым, истощенным, рахитичным детям для “укрепления организма”, “улучшения” аппетита и сна.
Среди исследований влияния алкоголя на детский организм, прежде всего, выделяется работа И.В. Сажина “Влияние алкоголя на нервную систему и особенности развивающегося организма” (1902). В ней содержатся многочисленные опыты влияния алкоголя на нервную систему ребенка; убедительными примерами доказывается, что даже небольшие дозы алкоголя губительно влияют на формирующийся мозг и общую физиологию ребенка.
Таким образом, экономические условия, питейные обычаи, неправильное воспитание, стремление подражать старшим, дурные примеры, анатомо-физиологические особенности детского и юношеского организма все это являлось условиями, определяющими развитие алкоголизма в молодом возрасте. Главная роль в этом, по убеждению большинства авторов, принадлежала глубоко внедрившемуся в обществе ложному мнению об “успокаивающем”, “питательном” воздействии спиртсодержащих продуктов.
– неблагополучие семьи;
Профилактика – это система комплексных государственных и общественных, социально-экономических и медико-биологических, психолого-педагогических и психогигиенических мероприятий, направленных на предупреждение заболеваний, на всемерное укрепление здоровья. Профилактика включает: диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
– диагностику предрасположенности к потреблению психоактивных веществ;
– выбор психокоррекционных методов, позволяющих подростку естественным способом реализовать себя;
– проведение профилактики на всем протяжении подросткового периода.
1. Образовательная модель профилактики – основанная на воспитательно-педагогических методах деятельность специалистов образовательных учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о социальных и психологических последствиях наркомании с целью формирования устойчивого альтернативного выбора в пользу отказа от приема ПАВ.
2. Медицинская модель профилактики – основанная на информационно-лекционном методе совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических (наркологических) учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи знаний о негативном воздействии наркотических и других психоактивных веществ на физическое и психическое здоровье человека, а также гигиенических навыков, предупреждающих развитие наиболее тяжелых медицинских последствий наркомании – заражение ВИЧ-инфекцией, гепатитом, венерическими болезнями.
3. Психосоциальная модель профилактики – основанная на биопсихосоциальном подходе к предупреждению злоупотребления психоактивными веществами, совместная деятельность специалистов образовательных и лечебно-профилактических учреждений, направленная на формирование у детей и молодежи личностных ресурсов, обеспечивающих доминирование ценностей здорового образа жизни, действенной установки на отказ от приема психоактивных веществ, а также развитие психологических навыков, необходимых в решении конфликтных ситуаций и в противостоянии групповому давлению, в том числе связанному со злоупотреблением ПАВ [15].
1. Образовательный компонент.
Специфический – дать ученикам представление о действии химических веществ, изменяющих состояние сознания, о болезни и о последствиях, к которым приводит химическая зависимость.
Цель: научить подростка понимать и осознавать, что происходит с человеком при употреблении алкоголя.
Неспецифический – помочь детям обрести знания об особенностях своего психофизического здоровья, научить заботиться о себе.
Цель: формировать у молодого человека развитую концепцию самопознания.
2. Психологический компонент – коррекция определенных психологических особенностей личности, создающих зависимость к употреблению алкоголя, создание благоприятного климата в коллективе, психологическая адаптация подростков из группы риска и др.
Цели: психологическая поддержка ребенка, формирование адекватной самооценки, формирование навыков принятия решений.
3. Социальный компонент – помощь в социальной адаптации ребенка к условиям окружающей среды, обучение навыка общения, здорового образа жизни.
Цель: формирование социальных навыков, необходимых для здорового образа жизни и комфортного существования в окружающей социальной действительности [10].
1. Просвещение родителей в форме лекций, бесед;
2. Формирование нравственной личности учащихся и осознания подростком ценности своего здоровья;
3. Своевременное определение феномена психологической готовности к употреблению алкоголя у подростков;
4. Ознакомление подростков со специальной литературой о вреде алкоголя. Все эти способы могут быть использованы педагогами для профилактики подросткового алкоголизма [10].
1. Выявление наиболее благоприятных для обучения и воспитания его особенностей и возможностей.
2. Выявление недостатков его личности и организма.
3. Оценка эффективности используемых средств его обучения и воспитания.
На первом этапе работы (первое полугодие) социальный педагог должен составить самое общее представление об учащемся. Для этого они знакомятся с личным делом подростка, с условиями его жизни и воспитания в семье, беседуют с ним, его родителями, наблюдают за его поведением.
На втором этапе выявляются наиболее сильные стороны и достоинства учащегося, а также его недостатки и составляется программа педагогических действий, которая находит свое отражение в плане индивидуальной работы с подростком.
Третий этап изучения – определение эффективности педагогического воздействия на данного учащегося. Как к воспитанию в целом необходим комплексный подход, так же комплексно надо подходить и к определению эффективности педагогического воздействия [9].
Первое условие комплексного подхода – оценка его развития в условиях общения, познания и труда.
Второе условие – сравнительная оценка развития учащегося и условий его микросреды.
Третье условие – сравнительный анализ содержания и методов педагогического воздействия и последующего поведения (деятельности) учащегося.
Детальное, глубокое и разностороннее изучение учащихся можно осуществлять по программе – схеме. Программа изучения личности и составление характеристики учащегося позволяет понять его достаточно полно и разносторонне, не упуская наиболее значимых достоинств и недостатков.
1. Четкая постановка цели.
2. Правильный выбор места и времени беседы.
3. Искренне уважение и благожелательное отношение к учащемуся.
4. Умение не только говорить, но и слушать.
5. Знание, хотя бы ориентировочно, индивидуальных особенностей учащегося.
1. Целенаправленность наблюдения. При этом важно определить, будет ли наблюдение сплошным, когда фиксируются все проявления учащегося, все его действия, поступки, или выборочным, с целью изучения каких – то отдельных сторон личности.
2. Обеспечение естественных условий наблюдения, когда учащийся находится в обычной для него обстановке. Никакое вмешательство в его поведение недопустимо.
3. Фиксирование материалов наблюдения, их систематическая обработка, размышление над фактами, сравнение и сопоставление их [1].
В этом отношении большое значение имеет ведение педагогического дневника. Знания об учащихся дополняет изучение продуктов их деятельности: официальных письменных и графических работ (диктантов, сочинений, чертежей и т.п.), изделий, изготовленных в учебных мастерских, продуктов технического творчества, разных поделок, результатов художественного творчества – рисунков, картин, стихов и др.
1. Овладение достоверной информацией о влиянии вредных привычек (алкоголя) на организм человека;
2. Умение противостоять давлению сверстников;
3. Умение четко формулировать аргументы против вредных привычек [23].
Социальная работа
Профилактика алкоголизма среди разных групп населения будет отличаться. Очень важно начинать применять профилактические меры еще на этапе развития личности. Социальная профилактика алкоголизма заключается в прививании молодежи правильных установок с целью сокращения пьющих подростков.
Детская психика легко поддается влиянию. Видя, как взрослые выпивают на праздники и не только, детское сознание со временем начинает принимать это как должное, и ребенок начинает считать, что от одной бутылки пива с ним ничего не случится. Все чаще можно услышать, как школьники обсуждают свои походы на дискотеки, где естественно есть алкоголь, да и на улицах перед выходными можно часто встретить подростков со спиртным.
Социальная программа для школьников предназначена для 2 возрастных подгрупп.
- Младшего школьного возраста.
- Среднего и старшего звена.
Кроме того, программа в каждой школе, лицее рассчитана на определенный контингент. Ежегодно программа должна пересматриваться и обновляться. Вряд ли дети до 11 лет начнут употреблять спиртное, хотя иногда встречаются и такие случаи. Но чаще дети становятся просто наблюдателями родительских попоек.
Обычно таких детей можно отличить по их попыткам привлечь всеобщее внимание. Они делают это посредством плохих поступков, а не стремясь заработать хорошую оценку и блеснуть своим умом.

Профилактика подросткового алкоголизма
По статистике, в России употребление спиртного среди детского населения распространяется с 14 лет. Далеко не всегда провоцирующим фактором служит семья. Очень часто желание показать себя крутым, подстегивания и насмешки сверстников приводят к развитию алкоголизма.
Алкоголизм и его профилактика среди подростков предполагает уменьшение количества свободного времени. Подростки должны быть заняты в различных школьных делах. Главное, давать детям задания, которые нужно выполнять в школе до того момента, пока родители не вернутся домой. Если они будут выполнять задания дома, у них появится возможность приобрести алкоголь в магазинах.
Пропаганда спорта и активного образа жизни позволяет снизить риски развития алкогольной зависимости. В спортивных мероприятиях должны быть задействованы все дети. При школе должно функционировать несколько разных секций, чтобы дети могли подобрать для себя увлечение.
Меры профилактики алкоголизма принимаются и на общегосударственном уровне. Запрещено продавать слабые алкогольные напитки детям до 18 лет и крепкий алкоголь до 21 года. Но этот закон соблюдают далеко не все. Недобросовестные работники ларьков продают алкоголь всем подряд, поэтому разъяснительные работы о вреде алкоголя должны проводиться на уровне общественности. Важно, чтобы взрослые люди захотели вырастить здоровое, непьющее поколение.

Профилактика пьянства среди подростков и студентов
Среди взрослых
Женщины намного сложнее поддаются лечению от алкогольной зависимости. Массовая доля воды в женском организме меньше, чем в мужском, на 12%, поэтому он не может полноценно восстановиться после алкогольной интоксикации. Со временем у женщины формируется тяжелая форма зависимости, от которой излечить пациентку практически невозможно.
Меры по устранению тяги к алкоголю могут выглядеть следующим образом:
- профилактические беседы;
- психокоррекция собственных установок;
- переосмысление установок;
- устранение факторов влияния;
- правильное питание;
- умеренные физнагрузки;
- мотивация.
1. Профилактика причин и последствий алкоголизма с помощью групповых дискуссий на темы алкоголизма; проведение ролевых игр, которые помогают противостоять уговорам принять спиртное, навыкам общения в коллективе. Основные социальные умения, которые сможет сформировать педагог, это: умение четко формулировать аргументы против алкоголя и умение противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, деловая игра, экскурсия, беседа.
2. Организация свободного времени подростков, так как бессодержательный досуг является фактором риска в употреблении алкоголя. Для этого социальный педагог должен знать интересы, увлечения склонности подростка. Важно организовывать групповые формы досуга, занятия спортом.
3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом должно быть направлено на формирование у подростка твердых антиалкогольных убеждений. Важно обращать внимание не только на вред употребления алкоголя на здоровье, сколько на вред его в социальном плане – взаимоотношении ребенка с окружающим миром.
4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы. На основе знакомства с образовательной программой учащихся социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла.
5. Посредническая деятельность социального педагога – подключение к профилактической работе не только родителей учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников близлежащих предприятий, общественности.
6. Преодоление социально-педагогической запущенности подростка, проявляющейся в виде ограниченности словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной освоенности многих учебных навыков.
Анкетирование – широко используемый педагогикой, психологией, социологией и другими науками метод. Чаще всего он применяется, когда надо получить большое число нужных сведений. Однако для максимальной эффективности анкетирования необходимо соблюдение ряда условий, из которых укажем наиболее важные [12].
Должна быть четко определена цель анкетирования. Необходимо ясно представить, что должно быть получено в результате такого опроса, кого надо опросить, сколько должно быть анкетируемых. Вопросы должны формулироваться предельно понятно; недопустимо их разное толкование.
Текст анкеты должен содержать четкую инструкцию, раскрывающую цели данной анкеты, и то, как отвечать на ее вопросы.
Один из самых распространенных методов изучения учащихся – беседа. Если ее цель – лишь получение каких – то сведений – это интервью. Один спрашивает, другой отвечает и только. Но такого рода беседам в педагогической практике надо относиться очень осторожно. Никто, и особенно подросток, не хочет чувствовать себя объектом изучения и воздействия.
Подлинная беседа подразумевает обмен мыслями между собеседниками, их взаимное влияние друг на друга. Беседой как методом изучения учащихся и индивидуального воздействия на них, подразумевается специально подготовленный, а иногда и случайно возникший, но целесообразно построенный разговор между социальным педагогом и подростком [19].
При изучении коллектива учащихся, позиция каждого из них полезные сведения может дать так называемый метод социометрии. Существуют экспериментальные методики изучения учащихся. Социометрия – один из них. Это констатирующий или диагностический метод. Такие методы, лишь выявляют какую – то особенность отдельного учащегося или коллектива, но не играют активной педагогической роли.
Глубокое и разностороннее изучение учащихся, использование различных методов, сопоставление полученных с их помощью результатов позволит наиболее правильно понять подростка и выбрать в отношении него наиболее действенные формы и методы индивидуального подхода.
В профилактической работе с подростками у социального педагога множество других форм, кроме перечисленных выше, – это лекции, семинары, конференции, тренинги и т.д.
Акции. Они ценны для подростков только тем, что вход на дискотеки и концерты по случаю акций бывает бесплатным или оплачивается чисто символически. Ни один подросток после акций или дискотек еще не принял решение о том, будет ли он употреблять или нет. Хотя организация времени и досуга подростков – тоже важный момент профилактики.
Тренинги бывают разными: хорошими и плохими, эффективными и неэффективными, глупыми и “прикольными”. Есть другие группы, на которых подростки разыгрывают сценки, ролевые игры, за сюжет которых берут собственные ситуации жизни.
Суть этих информационных мероприятий состоит в повышении информационной грамотности по вопросам: причины и признаки алкоголизма; места обращения за помощью, как вести себя с родителями, если ребенок-алкоголик и как не стать алкоголиком [25].
Важными здесь являются два момента: не запугать подростка и его родителей и не пробудить интерес к алкоголю [4].
Итак, убедить – нельзя. Заставить – нельзя. Запугать – нельзя. Можно лишь делать так, чтобы подросток понял, что быть не алкоголиком для него лучше, чем быть наркоманом. Глупо убеждать и запугивать. Можно лишь предложить или посоветовать. Дети, принимающие алкоголь, нередко демонстрируют самостоятельность суждений, так что взрослые испытывают иллюзию возможности договориться с подростком, забывая, однако, о том, что сферой конфликта является не мышление, а чувства [8].
Во-первых, подростки формируют ожидания и строят планы по поводу собственного будущего, и эти ожидания в какой – то степени зависят от социальной обстановки, в которой они живут. Взрослым достаточно делиться своими переживаниями, выслушивая мнения подростка, показывая, таким образом, готовность сотрудничать и уважение к их мнению.
Во-вторых, внимание на подростка надо обращать не только тогда, когда он что-то натворил или заболел. Это провокация. Это приглашение к вечной болезни и вечному хулиганству, что успешно совмещает в себе наркомания. Подростки, несмотря на внешнее отчуждение от взрослых, все еще прислушиваются к их мнению, а иногда общение с ними становится для них жизненно важным [5].
Виды профилактических работ
Профилактика алкоголизма производится на 2 уровнях. На уровне социальном, т. е. для всего общества, но с учетом особенностей различных возрастных групп, и на уровне индивида, склонного к пьянству.
Профилактика алкоголизма второго уровня бывает:
- первичная;
- вторичная;
- третичная.
В этом случае принимаются меры по предупреждению развития тяги к алкоголю у человека с еще не развившейся зависимостью. Первичная профилактика алкоголизма призвана помочь разобраться в причинах и устранить предпосылки, которые приводят человека в группу риска развития алкогольной зависимости.
Самым подходящим возрастом для проведения первичной профилактики алкоголизма является младший и средний школьный возраст. Молодежь должна быть мотивирована на занятия спортом. Например, за границей учащихся, которые активно участвуют в спортивной жизни школы и показывают хорошие результаты, берут на бюджет в высшие учебные заведения.
Нужно не пропустить момент, когда ребенок начинает формировать свое мировоззрение и пытается показать себя в обществе. Проблемы с алкоголем могут быть вызваны неумением общаться со сверстниками. Для этого в школах должны работать психологи: заниматься коррекционной работой с подростками. В этом нелегком деле должны принимать активное участие и родители. Взрослым нужно также заниматься мотивированием своего ребенка и следить за своим поведением.
Эта профилактическая программа разработана для людей с алкогольной зависимостью на начальных стадиях, когда еще не наступила деградация личности. Вторичная профилактика алкоголизма призвана показать алкоголику всю пагубность воздействия алкоголя на его организм, социальные связи и родных.
Человек должен осознавать, что помощь ему нужна. Только тогда беседы с психологом помогут избавиться от зависимости. Индивид должен понять, что послужило причиной такого поведения, и постараться принять меры по их устранению. Во избежание прогрессирования пьянства пациенту рекомендуют полностью отказаться от спиртного.
На этом этапе специалисты стараются повлиять на сильно зависимого человека. В основном такие мероприятия представляют собой работу в группах взаимопомощи. Третичная профилактика алкоголизма призвана мотивировать человека избавиться от зависимости.
Кроме бесед и коррекционной работы пациентам показана медикаментозная терапия. На сегодняшний день существует множество средств, которые помогают снизить тягу к алкоголю. Алкоголикам обычно требуется восстановить функциональность своих внутренних органов.

Третичная профилактика алкоголизма
Программа антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения
Название программы: “Скажем алкоголю НЕТ”
Проблема употребления алкоголя очень актуальна в наши дни. Сейчас потребление спиртных напитков в мире характеризуется огромными цифрами. От этого страдает все общество, но в первую очередь под угрозу ставится подрастающее поколение: дети, подростки, молодежь. Ведь алкоголь особенно активно влияет на несформировавшийся организм, постепенно разрушая его.
Большое значение имеет организация воспитательного процесса среди учащихся по профилактике алкоголизма. В центре внимания воспитательного процесса в этом направлении – главные этические ценности, как основа положительных черт характера. Критериями оценки воспитательной работы должны служить нравственная атмосфера в учреждении, эффективность работы преподавательского состава и способность учащихся проявлять положительные черты характера в реальной жизни [26].
1. Обучающая – дать информацию о вреде алкоголя, сформировать отрицательное отношение к употреблению алкоголя, развить стремление у учащихся к здоровому образу жизни.
2. Воспитательная – через различные формы воспитательной работы расширить кругозор школьников, подвести к мысли о том, что жизнь без алкоголя содержательна.
1. Создание условий для гармоничного развития подростков в школьной среде.
2. Изменение ценностного отношения подростков и родителей к алкоголю и формирование антиалкогольных установок.
3. Пропаганда здорового образа жизни.
4. Развитие у подростков поведенческой саморегуляции, осознания личной ответственности за свое поведение.
Возраст: старший подростковый возраст 14-15 лет (8-9 классы).
Участники реализации: социальный педагог, директор школы, классный руководитель, сами подростки.
– диагностика отношения учащихся к употреблению алкоголя;
– информационное обеспечение учащихся по данной проблеме;
– формирование негативного отношения к употреблению алкоголя;
– совместная деятельность учащихся по осознанию и профилактике употребления алкоголя;
– проведение мероприятий, направленных на формирование эмоционального неприятия употребления алкоголя;
– индивидуальная работа с учащимися, склонными к употреблению алкоголя;
– формирование самосознания, умения подростка сделать правильный выбор за здоровый образ жизни;
– формирование отрицательного отношения к алкоголю у большинства подростков;
– снижение возможности пробы спиртосодержащих веществ, то есть удастся удержать некоторых подростков от пристрастия к алкоголю;
– повышение духовно-нравственного, интеллектуального, творческого потенциала учащихся.
Начальной ступенью работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков в образовательном учреждении является приобретение научных трезвенных знании о составе и свойствах алкоголя: о производстве, реализации и потреблении людьми алкогольных изделий: о причинах и условиях возникновения и развития алкогольных предрассудков, трезвенных предубеждений, алкогольной зависимости и трезвого образа жизни;
о влиянии алкогольной зависимости и трезвого образа жизни на политику, экономику, здоровье, образование и поведение людей: о мерах борьбы против алкогольных предрассудков, алкогольной зависимости, за утверждение трезвого образа жизни: об истории алкогольной и трезвенной политики государств мира и нашей страны.
Следующей ступенью является обработка научных трезвенных знаний в трезвенные убеждения, в активную трезвенную позицию, проявляющуюся в принципиальной непримиримости не только по отношению к алкоголю как яду, но и к людям, употребляющим его, к стереотипам алкогольного поведения, а в позитивном отношении – в отстаивании трезвого образа жизни.
Конечной ступенью является активная трезвенная деятельность, ставшая потребностью. Для подростков она проявляется в осознанной трезвости, в самостоятельном овладении научными трезвенными знаниями; в пропаганде идей трезвого образа жизни; в проведении исследовательской работы по данной проблеме; в выявлении учащихся, склонных к употреблению алкогольных напитков, и в проведении с ними индивидуальной профилактической работы; в обсуждении проблем формирования трезвого образа жизни в коллективе учащихся.
1. Неделя пропаганды знаний о трезвом образе жизни .
2. Беседа по профилактике злоупотребления алкоголем среди школьников. Беседа, сопровождаемая демонстрацией опыта о разрушительном действии алкоголя на клетки.
3. Коллективный просмотр видеофильма из цикла катарсис, о последствиях алкогольной зависимости.
4. Участие в организации выступления на общешкольном родительском собрании инспектора по делам несовершеннолетних по вопросам ответственности родителей за употребление детьми алкоголя.
5. Организация в школьной библиотеке выставки книг по проблеме алкогольной зависимости.
6. Организация конкурса рисунков и плакатов во время недели здоровья и спорта.
7. Индивидуальная работа с родителями и отдельными учащимися. Сюда входят: посещение семей и беседа с родителями по вопросу употребления алкоголя их детьми и индивидуальные занятия с учащимися, замеченными в употреблении алкоголя.
а) предварительная работа (изучение сформированности антиалкогольной устойчивости у школьников, знание целей и задач, поставленных обществом и сформулированных в решениях правительства о необходимости соблюдать и утверждать трезвость, владение педагогом комплексом разнообразных элементов содержания, методов, приемов и организационных форм антиалкогольного воспитания и др.);
б) планирование, подготовка и проведение мероприятия;
в) подведение итогов;
г) ближайшие последствия.
Лечение зависимости
Профилактика и лечение алкоголизма как у женщин, так и у мужчин, будет успешной только при желании самого индивида. Человек должен четко осознавать, что у него есть проблема, которая мешает ему развиваться и жить полноценной жизнью. На ранних стадиях алкогольной зависимости можно попробовать излечиться самостоятельно.
В первую очередь нужно заняться психологической коррекцией своего восприятия и пересмотреть свои приоритеты. Правильное питание и соблюдение режима помогает эффективно устранить тягу к алкоголю. Меры по предотвращению пьянства предполагают достаточное употребление витаминов и минералов. Снижают тягу к спиртному витаминные комплексы с магнием в составе.
Можно воспользоваться рецептами народной медицины. В основном это травяные сборы, которые помогают обогатить организм витаминами, снизить нервное перенапряжение, наладить сон и расслабить мышцы. Обычно используют такие травы для лечения алкогольной зависимости:
- мята;
- мелисса;
- расторопша;
- зверобой;
- мать-и-мачеха.
Работа в анонимных группах помогает человеку быстрее обрести мотивацию. Человек должен найти для себя занятие, которое будет его отвлекать от мыслей об алкоголе и приносить удовольствие.
Меры по устранению алкогольной зависимости при помощи медикаментов считаются самыми эффективными. Препараты могут применяться вне зависимости от психологического настроя больного. Медицинские средства делят на несколько групп:
- устраняющие похмельный синдром;
- снижающие тягу к алкоголю;
- вызывающие отвращение к спиртным напиткам.
Эти препараты должен выписывать врач, многие из них продаются только по рецепту. Важно понимать, что кормить таблетками пьющего человека всю жизнь все равно не выйдет, поэтому медикаментозная терапия должна проводиться в комплексе с психологическим воздействием.
Среди препаратов, избавляющих от похмелья, самыми популярными являются «Метадоксил», «Сульфат магния» в порошке, «Лимонтар». Тягу к алкоголю можно снизить при помощи антидепрессанта «Тианептина». В сложных случаях пациентам прописывают транквилизаторы: колют их или выдают таблетки только под строгим наблюдением врача в стационаре. У алкоголиков часто развивается бессонница, тревожность. Среди самых часто используемых транквилизаторов выделяют «Диазепам», «Фенозепам».
Препараты, вызывающие отвращение к спиртному: «Эспераль», «Тетурам», «Антабус».
Важно запомнить, что подкладывание таблеток в еду или питье пациентам без их ведома может привести к губительным последствиям, вплоть до летального исхода. Многие из этих препаратов нельзя сочетать со спиртными напитками. Подбирать медикаменты должен врач, учитывая особенности организма больного, стадию алкоголизма и степень повреждения органов.

«Антабус» вызывает отвращение к выпивке
Выводы
В результате проделанной работы: дан анализ состояния проблемы в психолого-педагогической литературе; рассмотрены причины и последствия подросткового алкоголизма; выявлены особенности профилактической деятельности социального педагога с подростками группы риска алкоголизации; разработана программа антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения; выявлены условия эффективной организации работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков.
Проблема алкогольной зависимости имеет глубокие исторические корни. Борьбу с алкогольной зависимостью начали вести почти с момента его появления, но пока безуспешно. На современном этапе проблема алкогольной зависимости стоит очень остро, особенно среди подростков.
Алкоголь негативно влияет на все органы молодого человека. Он нарушает деятельность сердечно-сосудистой системы, функцию дыхания, деятельность пищеварительной системы, деятельность почек, деятельность иммунной системы, деятельность нервной системы.
Выделяют ряд особенностей алкогольной зависимости среди подростков: быстрое привыкание к алкоголю; быстрое развитие алкогольной зависимости; злокачественное течение алкогольной зависимости; низкая эффективность лечения.
Целью социально-педагогической деятельности по формированию антиалкогольной устойчивости среди подростков является устранение негативных факторов, способствующих алкогольной зависимости: индивидуально-психологического, социально-внешкольного, социально-школьного.
– деятельность по повышению уровня социальной адаптации подростков, склонных к употреблению спиртных напитков;
– деятельность по профилактике алкогольной зависимости, включающая противоалкогольное обучение и воспитание молодых людей с формированием у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя;
– деятельность по просвещению родителей;
– деятельность по реабилитации подростков, имеющих психическую или физическую зависимость.
– посредническая деятельность между подростком и окружающим его социумом.
Можно отметить эффективность разработанной программы антиалкогольного воспитания для подростков образовательного учреждения и условий эффективной организации работы социального педагога по профилактике алкоголизма среди подростков.
Литература
1. Андреева Л. В. Подростки группы риска [Текст] / Л. В. Андреева // Воспитание школьников. – 2000. – № 4. – С.45-53.
2. Березин С. В. Психология раннего алкоголизма [Текст] / С. В. Березин. – Самара, 2010. – 68 с.
3. Блинов А. С. Совершенствование содержания форм и методов антиалкогольного воспитания школьников различных возрастных групп в комплексе с профилактикой курения, наркомании [Текст] / А. С. Блинов. – Благовещенск, 2011. – 47. с.
4. Борисов Е. В. Алкоголь и дети [Текст] / Е. В. Борисов. – М., 2011. – 243 с.
5. Бородкин Ю. С. Алкоголизм: причины, следствие, профилактика [Текст] / Ю. С. Бородкин. – СПб., 2012. – 73 с.
6. Брокан Э. Д. Рекомендации по противоалкогольной пропаганде [Текст] / Э. Д. Брокан. – Рига, 2010. – 34 с.
7. Васильков Ю. В. Социальная педагогика [Текст] / Ю. В. Васильков. – М., 2012. – 342 с.
8. Галагузова М. А. Антология социальной работы [Текст] / М. А. Галагузова. – М.: Сварогъ – НВФ, 2012. – 111 с.
9. Галагузова М. А. Социальная педагогика. Курс лекций [Текст] /
М. А. Галагузова. – М., 2013. – 352 с.
10. Дерюгин В. И. Специальные методы социально-профилактического воздействия и влияния на людей [Текст] / В. И. Дерюгин. – Челябинск,
2015. – 316 с.
11. Еникеева Д. Д. Как предупредить алкоголизм и наркоманию у подростков [Текст] / Д. Д. Еникеева. – М., 2011. – 134 с.
12. Зайнышев И. Г. Технология социальной работы [Текст] / И. Г. Зайнышев. – М, 2014. – 56 с.
13. Калинин М. А. Методические рекомендации для проведения бесед по антиалкогольному воспитанию школьников [Текст] / М. А. Калинин. – Архангельск: АГПИ, 2010. – 18 с.
14. Колесов Д. В. Беседы об антиалкогольном воспитании [Текст] / Д. В. Колесов. – М., 2012. – 97 с.
15. Колесов, Д. В. Актуальные вопросы антиалкогольной пропаганды и пути повышения ее эффективности [Текст] / Д. В. Колесов. – М.: Знание, 2013. – 64 с.
16. Копыт, Н. Я. Алкоголь и подростки [Текст] / Н. Я. Копыт. – М., 2014. – 145 с.
17. Лесняк, Л. И. Преодоление алкоголизма у подростков и юношей: психолого-физиологический аспект [Текст] / Л. И. Лесняк. – М.: Педагогика, 2010. – 112 с.
18. Маюров, А. Н. Антиалкогольное воспитание [Текст] / А. Н. Маюров. – М.: Просвещение, 2011. – 189 с.
19. Мустаева, Ф. А. Социальная педагогика: курс лекций; учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений [Текст] / Ф. А. Мустаева. – М.: Академический проект, 2011. – 67 с.
20. Павленка, П. Д. Основы социальной работы [Текст] / П. Д. Павленка. – М.: Инфра-М, 2014 – 143 с.
21. Перишов, Д. А. Социальная профилактика правонарушений: советы, рекомендации [Текст] / Д. А. Перишов. – М, 2013. – 145 с.
22. Попов В. Т. Социальная политика и социальная работа [Текст] / В. Т. Попов. – М.: Социально – технологический институт, 2012. – 17 с.
23. Преображенский И. Д. Методика социально-психологической диагностики и группы [Текст] / И. Д. Преображенский. – М, 2010. – 125 с.
24. Сидоров, П. И. Подходы к антиалкогольному воспитанию в школе [Текст] / П. И. Сидоров. – Казань: МНАТ, 2014. – 43 с.
25. Соловьев, А. А. Антиалкогольное воспитание школьников [Текст] / А. А. Соловьев. – Кострома, 2011. – 24 с.
26. Стриж, Э. А. Методические рекомендации для педагогов по противоалкогольной разъяснительной и воспитательной работе среди учащихся [Текст] / Э. А. Стриж. – Таллинн: PC ДОБТ. 2013. – 54 с.
27. Суслова, В. С. Социальная диагностика: методы и способы ее осуществления [Текст] / В. С. Суслова. – М, 2013. – 87 с.
28. Фицула, М. И. Антиалкогольная воспитательная работа в школе [Текст] / М. И. Фицула. – К.: Рад. школа, 2014. – 104 с.
29. Чуянов, А. Ф. Вопросы социальной работы [Текст] / А. Ф. Чуянов. – М., 2011. – 265 с.
30. Шарыгина, И. А. Трудности взросления и алкоголь [Текст] / И. А. Шарыгина // Народное образование. – 2010. – № 9. – С.17-25.
31. Шичко, Г. А. Основная трезвенная терминология [Текст] / Г. А. Шичко. – Л.: Оптималист, 2010. – 97 с.
32. Шпаков, А. О. Иллюзия рая [Текст] / А. О. Шпаков. – СПб., 2011. – 62 с.
33. Щуркова, Н. Е. Взгляд со стороны: путь от алкоголизма [Текст] / Н. Е. Щуркова // Классный руководитель. – 2010. – № 1. – С.27-33.
34. Энтин, Г. М. Трезвость – норма жизни советского человека [Текст] / Г. М. Энтин. – М., 2009. – 15 с.